Неделя Крестопоклонная – самая ранняя по времени возникновения память среди современных памятей Недель 1-й – 5-й Великого поста; ее праздновали в Константинополе уже в IX веке (точное время возникновения неизвестно). Причиной особого чествования Креста в Неделю 3-ю стала практика переноса значимых памятей Минеи на субботние и воскресные дни в период Великого поста. В Константинополе 6 марта (по старому стилю) праздновали «Перенесение частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь», а так как в седмичные дни поста литургию не совершали, то многие праздники переносили на субботние и воскресные дни. Этот праздник Кресту был перенесен на 3-ю Неделю поста; его утверждению именно в неделю 3-ю способствовала практика подготовки оглашенных, которых как раз в середине поста переводили в статус готовящихся ко крещению.
В древнем Иерусалиме в Неделю 3-ю поста читали притчу о мытаре и фарисее; в константинопольских Уставах тема этой притчи была «заглушена» поклонением Кресту, однако от палестинской темы дня остались самогласные стихиры, которые поются в конце утрени Недели 3-й поста и во все дни последующей 4-й седмицы. Именно по этой причине стихира «Высокомудраго разума злых фарисеев…» на «Слава» на воскресной утрене в современной службе посвящена притче о мытаре и фарисее.
Великим постом начинается чтение Пассии
Па́ссия – (лат. «страдание») – неуставное богослужебное последование, которое сосредоточено на Страданиях Христа. Совершается в некоторых храмах Великим постом вечером четырёх воскресных дней.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа, по две главы каждого Евангелия: на первой – (Мф.26; Мф.27), на второй – (Мк.14; Мк.15), на третьей – (Лк.22; Лк.23), на четвертой – (Ин.18; Ин.19). По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.